мобильная версия

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

127994, г. Москва,
Страстной бульвар, д. 5

Образовано 9 марта 2004 года
Указом Президента Российской Федерации № 314

Итоги года. СМИ.

Версия для печати
28 декабря 2006 18:00

Источник: Взгляд

В 2006 году бизнесмены интенсивно продавали и перепродавали газеты и меняли главных редакторов 

Минувший год людям, имеющим отношение к СМИ, запомнился громкими отставками и назначениями, крупными продажами и покупками. Но трудно было не заметить одну тенденцию: отставки не рушили строившихся годами карьер, а назначения не зажигали новых звезд менеджмента. Так же как и продажи изданий мало что меняли в их судьбе.

Начался 2006 год с новости из издательского дома, который поводы для досужих сплетен поставляет едва ли не исправнее, чем свежие номера газет и журналов, – из «Коммерсанта».

Сразу же после новогодних праздников появилось известие об отставке генерального директора Владимира Ленского и назначении Демьяна Кудрявцева.

«Издания обвиняли в развращении молодежи вообще и в публикации порнографических материалов в частности» Первый вошел в историю главной деловой газеты страны тем, что попытался ввести в редакции «сухой закон» и распорядился закупить более дешевую туалетную бумагу, дабы снизить производственные расходы.

Второй, известный как малоизвестный поэт и секретарь Березовского, хотя и просидел в кресле генерального директора без малого год, в историю «Коммерсанта» так и не вошел.

В январе же произошло еще два заметных назначения в мире СМИ. Экс-главред «Газеты» Михаил Михайлин возглавил «Газету.ру» а главным редактором «Московских новостей» был назначен Виталий Третьяков.

После скандального ухода из МН сначала половины уникального журналистского коллектива, а потом и поссорившегося с ними главного редактора Евгения Киселева, газета долго ходила по рукам и, наконец, попала к бизнесмену Аркадию Гайдамаку.

Новый владелец честно заявил, что газета ему нужна для того, чтобы прославиться. Однако с тех пор ни про Третьякова, ни про «Московские новости», ни про Гайдамака целый год никто ничего не слышал.

В частности, покупка Гайдамаком дышавшей на ладан радиостанции «Арсенал» не имела вообще никакого общественного резонанса.

В феврале главной цеховой новостью стало убийство журналиста НТВ Ильи Зимина. Поначалу упорно муссировались слухи о связи убийства с его профессиональной деятельностью – якобы Илья готовил серию разоблачительных материалов о столичных ресторанах, за это его и убрали.

Однако после того как открылась скандальная правда и убийца был задержан, шум мгновенно прекратился.

В марте в России начали выходить сразу два новых деловых журнала: «РБК» и SmartMoney (Independent Media).

Первый возглавил Петр Власов, второй - Леонид Бершидский, ранее запустивший «Ведомости», «Русский Newsweek» и перезапустивший «Огонек».

Чуть позже появилась еще и ежедневная газета «РБК». Вероятно, Independent Media теперь остается только одно – открыть в ответ деловое интернет-агентство.

В начале года до России докатился грандиозный скандал, начало которому положила датская газета «Юлланс Постен», которая 30 сентября 2005 года опубликовала несколько весьма безобидных карикатур на пророка Мухаммеда.

Поначалу эти карикатуры никто не заметил, однако благодаря усилиям мусульманских лидеров, взывавших к пастве об отмщении, на оскорбление ответили как умели – разгромом посольств, бойкотом датских товаров, убийством мирных граждан, которые, вероятно, о существовании «Юлланс Постен» даже не догадывались.

В России карикатурный скандал неожиданно ударил по региональным газетам. Были закрыты два издания: в Волгограде – «Городские вести» и в Вологде –«Наш регион».

Оба эти издания опубликовали вполне взвешенные материалы об истории скандала, проиллюстрировав их пресловутыми карикатурами. И в том и в другом случае издания закрыли сами учредители, опасаясь последствий скандала.

Впрочем, главный редактор «Нашего региона» Анна Смирнова все-таки попала под суд за оскорбление чувств верующих. Причем мусульмане узнали о том, что их чувства оскорблены, от представителей прокуратуры.

Летом настала очередь молодежных изданий Cool, Cool girl и «Молоток» отвечать за свои публикации. В один прекрасный день на сайте Генпрокуратуры появилось заявление тогдашнего замгенпрокурора Сергея Фридинского, в котором он предупреждал, что намерен добиваться закрытия трех молодежных журналов - «Молоток» (ИД «Коммерсантъ»), Cool и Cool Girl.

Издания обвиняли в развращении молодежи вообще и в публикации порнографических материалов в частности. После недолгого размышления Издательский дом Burda закрыл журнал Cool. Якобы из-за снижения доходов от рекламы. «Молоток» пока борется за право показывать детям кадры из порнофильмов. Защитим свободу слова?

В конце лета появилась информация о возвращении на телевидение двух звезд экрана. Было объявлено, что Светлана Сорокина будет вести на телеканале «Домашний» политическое ток-шоу «В круге света» вместе с главредом «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым. Но главное – стало известно, что Леонид Парфенов принял предложение Первого канала вести вечернее музыкальное шоу. Однако ни тот ни другой камбэк не состоялся.

Шоу, как бы помягче выразиться, излишне раскрепощенных «эховских» ведущих на канале для домохозяек выглядело настолько дико, что Александр Роднянский после нескольких пилотных выпусков предпочел его отправить на вечную доработку.

И это печально по крайней мере для поклонников Светланы Сорокиной, поскольку для нее после «Эха» и «Домашнего» уже ничего не слишком. Теперь ее можно представить даже на канале «Хамовники» в прямом эфире с начальником местного отдела ЖКХ.

А Леониду Парфенову просто не повезло. Он ухитрился в первые же пять минут съемок первой же программы упасть, да так неудачно, что сломал пятку. Впрочем, сказать, что он совсем «завязал» с телевидением, все же нельзя. Например, сломанная пятка не помешала ему снять для того же «Первого» прекрасный документальный фильм о Брежневе к светлому юбилею Леонида Ильича.

И, еще одна новость о кадровых перестановках. Разумеется, из «Коммерсанта». Андрей Васильев вернулся на Родину. После продажи «Коммерсанта» Алишеру Усманову новый владелец недолго думал о кандидатуре главного редактора. Владислав Бородулин (экс-«Газета.ру») по некоторым причинам его на этом посту не устраивал. И Васильев, как и мечтал, вернулся в Москву на белом коне. И первое, что сделал, вернувшись – уволил журналистку Геворкян, которая два года назад написала после его ухода слезливую колонку-некролог «Вася».

И, наконец, последняя цеховая новость года. Вернее, даже две новости. Издательский дом «Секрет фирмы» продал два своих актива. Газету «Бизнес», которую уже собирались закрывать, купил Аркадий Гайдамак, который (см. выше) подбирает то, что другим не сгодилось. А «Газету.ру», которую хотели все и даже Издательский дом Родионова, приобрел Алишер Усманов.

Кстати, а куда пойдет работать Владислав Бородулин? Причудливо тасуется колода. А в колоде-то всего три карты, три карты…

Александр Молчанов