мобильная версия

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

127994, г. Москва,
Страстной бульвар, д. 5

Образовано 9 марта 2004 года
Указом Президента Российской Федерации № 314

Быстрые старты: региональная пресса в январе

Версия для печати
09 февраля 2007 22:00

Источник: Expedition Media

Новый год начался бодро — с конфликтов, скандалов, сенсаций, открытия-закрытия СМИ, обнародования итогов сезона-2006.

СМИ живые и «мертвые»

Некоторые территориальные управления Федеральной Службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) в январе обнародовали результаты своей работы в 2006 году. Информация на официальных сайтах ведомства свидетельствует о том, что новых СМИ, в первую очередь, печатных, теоретически появилось немало.

Так, согласно данным Нижне-Волжского управления Росохранкультуры, в Волгоградской и Астраханской областях количество регистрируемых СМИ в последние несколько лет стабильно увеличивается. В 2006-м в сравнении с 2003-м оно выросло практически в два раза: 109 против 58 — в Волгоградской области, 44 против 20 — в Астраханской. Вместе с тем, интенсивен и процесс закрытия СМИ. В Волгоградской области прекратили существование 82 средства массовой информации, в Астраханской области — 24. Большинство закрыто по решению суда.

Пример региона со снижающейся динамикой регистрации — республика Калмыкия. Здесь в минувшем году было зарегистрировано 8 СМИ (в 2003-м — 29), в то же время ушло с рынка 13. Всего в трех регионах, «подведомственных» Нижне-Волжскому управлению, на конец года числилось 855 СМИ, большинство из которых (578) составили газеты и журналы.

Управлением Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу в 2006 году зарегистрировано 450 новых СМИ, из которых 347 печатных. Более 2,5 тыс. изданий в настоящее время занесено в реестр Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу (Нижегородская, Кировская области, Пермский край, республики: Чувашская, Удмуртская, Марий Эл). Впрочем, реально работающих изданий в этих территориях, равно как и в других, значительно меньше.

«В соответствии с планом работы Управления на 2007 год специалистами будет проведена огромная работа по закрытию средств массовой информации, которые не выходят в свет/эфир более 1 года. Подобных СМИ в реестре Управления не менее 25% от общего количества зарегистрированных», — сообщается на сайте Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу.

После праздника

В ряде регионов начало года принесло проблемы и конфликты. «В городе с почти 40-тысячным населением наступил газетный голод», — охарактеризовала газета «Ставропольская правда» ситуацию, сложившуюся в одном из районных центров Ставропольского края. В городе Нефтекумске после новогодних праздников закрылись торговые точки «Союзпечати».

«Выяснилось, что краевое ОАО „Союзпечать“ просто-напросто ликвидировало свой нефтекумский филиал, — писала „Ставропольская правда“ в номере от 19 января. — Остались без работы сотрудники этой службы. Редакция нефтекумской газеты „Восход“, заключившая договор на реализацию своих изданий в киосках, получила письменное уведомление, что их больше обслуживать не будут. На вопрос „почему?“ ответили коротко: „Нефтекумская фирма по распространению газет убыточна“. В итоге местные газеты „Восход“ и „Вести Нефтекумья“ реализуются сейчас через продовольственные магазины».

В Республиках Чувашия и Марий Эл неприятный сюрприз читателям и рекламодателям преподнесла «Комсомольская правда — Чувашия». С нового года газета перестала выходить. «С 1 января 2007 года, в связи с финансовым кризисом, ООО „Комсомольская правда-Чувашия“ приостанавливает свою издательскую деятельность и печать регионального выпуска газеты „Комсомольская правда“ в республиках Чувашия и Марий Эл силами нашего предприятия не планируется. Приносим свои глубочайшие извинения», — прокомментировал положение дел информагентству REGNUM местный издатель «Комсомолки» Владимир Судаков.

Как сообщил «СаратовБизнесКонсалтинг», в Саратовской области в январе не вышли в свет два первых номера газеты «Саратовские вести». «Из-за конфликта между издателем и почтой» — поясняется на сайте www.dp.ru «По словам почтовиков, издание отказалось заключать с ними договор на платную услугу по сортировке тиража», а главный редактор «Саратовских вестей» считает позицию Почты незаконной — «отдельная строка по сортировке появилась уже тогда, когда все подписные цены были сверстаны и опубликованы в федеральном каталоге».

Продолжение следует

Саратовский прецедент подтвердил возвращение на круги своя одной из главных проблем прошлого года. Не достигшие согласия издатели и распространители, шаги отраслевых организаций и государства в направлении решения вопросов подписки — в полупраздничном январе эти темы взяли быстрый старт.

29 января на пресс-конференции Ассоциации распространителей печатной продукции были озвучены итоги подписной кампании на газеты и журналы на первое полугодие 2007 года. В частности, зафиксирован самый крупный за последние 10 лет рост объемов подписных тиражей — на 4,1%.

Были названы регионы-лидеры по подписке — Москва, Ханты-Мансийский АО, Республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский и Красноярский края. Рекордсмены среди отдельных СМИ — газеты «Мурманский вестник», «Родная земля (Иркутск), «Новая Тамбовщина», «Брянские будни», «Тюменская правда», «Кубанская правда», «Вечерний Волгоград», «Советская Адыгея», «Областная газета» (Екатеринбург) и другие.

Для «Почты России» рост тиражей не стал неожиданностью. Как известно, почтовая служба отметила эту тенденцию еще в 2006-м, по результатам подписной кампании на второе полугодие, когда, по подсчетам Почты, подписные объемы выросли на 0,4%. О росте своих показателей на пресс-конференции заявил и uенеральный директор МАП Андрей Шишлин. Он отметил, что «рост объема каталожных сборов относительно результатов прошлой подписной компании составил 37% по центральным и 31% по региональным изданиям».

С другой стороны, издатели в регионах продолжают бить тревогу. В январе в адрес правительства направили обращение редакторы областных, городских и районных изданий Ростовской области. С обращением к первому вице-премьеру правительства выступили издатели и редакторы газет Кубани. Суть коллективных писем одна — необходимость и меры спасения института подписки, состояние которого издатели оценивают как критическое.

Продолжился процесс в направлении решений на государственном уровне. В минувшем месяце в министерство информационных технологий и связи РФ были направлены предложения, касающиеся механизма и объемов государственной поддержки распространения периодических печатных изданий по подписке, разработанные Роспечатью на базе рекомендаций Гильдии издателей периодической печати и подписных агентств.

Предложения, в том числе, включают введение государственного регулирования подписных и доставочных тарифов «Почты России», передачу Почте функций по предоставлению услуг по приему и обработке заказов, определение предельных сроков доставки тиражей населению, за несоблюдение которых издатели смогут предъявить почтовой службе претензии.

Отчеты и сенсации

Скандалом и сенсацией в январе отметился Екатеринбург. Скандал был связан с выходом нового телегида «ТВ Мир», изданного ООО «ИД Двойной Экспресс». Новичок оказался похожим на екатеринбургский телегид «Телемир», который в прошлом году был куплен ИД «Популярная пресса». Собственники «клонированного» СМИ обвинили издателей «ТВ мира» (бывших топ-менеджеров «Телемира») в воровстве интеллектуальной и материальной собственности.

Сенсацией уральского медиарынка информагентство «URA.Ru» назвало появление в Екатеринбурге СМИ на китайском языке. «Готовится к выходу уже четвертый номер газеты „Идем на восток!“ — первой в УрФО газеты, выходящей полностью на китайском языке. В трехцветной газете формата А3 — четыре полосы, испещренные крупными иероглифами.

Название — тоже на китайском, и лишь в правом верхнем углу первой полосы примостилась небольшая плашка с русским текстом — адресом редакции и выходными данными. Согласно этой информации, газета выпускается при партнерстве газеты „Московский комсомолец — Урал“…Пока что газета не зарегистрирована в Росохранкультуре и издается (по крайней мере, заявляет об этом) лишь тиражом 999 экземпляров», — информирует ИА. 

Новая газета нашла отклик не только читателей, но и рекламодателей. «В номере газеты, с которым удалось ознакомиться «URA.Ru», сразу две компании рекламируют свои тарифы — «U-tel» и «Билайн», — пишет «URA.Ru». «Эксперты предрекают в скором будущем настоящий бум СМИ, выходящих на языке трудовых мигрантов», — отмечает информагентство.

Об успехах своих проектов и планах по региональному продвижению сообщили несколько крупных издателей Санкт-Петербурга. Первые результаты деятельности на московском рынке представила сеть газет «Мой район». В столицу питерское издание пришло четыре месяца назад, к январю московский «Мой район» охватил 18 районов города.

Успех газеты в Санкт-Петербурге и стремительное развитие проекта в Москве издатели объясняют качественным контентом, занятием почти свободной рыночной ниши (community newspapers) и усилиями по формированию четко описываемой целевой аудитории — «покупатели выходного дня».

Достижения другого питерского СМИ бесплатного распространения — газеты Metro-Петербург были признаны на состоявшемся в Лондоне совещании руководителей Metro из 21 страны мира. В распространенном по этому случаю пресс-релизе отмечается, что в 2006 году удалось достичь роста читательской аудитории одного номера издания (на 11%), увеличить общее количество полос (на 22%) и объемы продаж рекламы (на 44%).

«Тотально успешным» в Лондоне был признан новый проект питерского Metro — запущенный в октябре 2006-го телегид Metro TV. «Уникальность Metro TV в том, что до сих пор никому в России не удавалось запустить бесплатный телегид популярного формата А4 с таким большим тиражом (300 тысяч) и на 56 полосах — с полной телепрограммой и подробными анонсами, — говорится в пресс-релизе. — Этот проект является, с точки зрения Metro International, абсолютно инновационным… Metro International планирует использовать опыт Петербурга в таких странах, как Франция, Чехия, Хорватия, Мексика, Чили, где также популярны издания в формате телегида».

Первый бесплатный телегид — «Миллионка + ТВ» — в прошлом году появился и на востоке страны — в столице Приморского края. В январе издатель СМИ ИД «Бизнес кейс» тоже заявил об успехах: на восьмом месяце существования дальневосточный еженедельник, выходящий 120-тысячным тиражом в городе с 600 тыс. населения, достиг уровня самоокупаемости.

В 2007 году ИД «Бизнес кейс» собирается вывести на рынок Владивостока еще несколько изданий, в том числе, в сетевом партнерстве, которое в новом году обещает быть не менее актуальным. Издатели, успешные в своих городах, все чаще начинают экспансию в другие регионы. В Воронеже под занавес прошлого года о строительстве сети на основе франшизы официально заявил женский журнал «Дамская ШПИЛЬКА» издательского дома LITEHOUSE.

В январе, по сообщению издателя, было получено 18 заявок от потенциальных партнеров, в пяти городах журнал начнет работу уже в марте. Продвижение в регионы начал и издатель газеты «Деловой Петербург». ЗАО «Бонниер Бизнес Пресс» запускает первый региональный проект, в рамках которого в январе в Краснодаре открылась редакция «Бонниер Бизнес Пресс», на www.sarbc.ru. появилась региональная страница Краснодарского края, а в апреле должен увидеть свет первый номер еженедельника «Деловая газета. Юг».

Светлана Салтанова