мобильная версия

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

127994, г. Москва,
Страстной бульвар, д. 5

Образовано 9 марта 2004 года
Указом Президента Российской Федерации № 314

Национальная Медиа Группа официально объявила о покупке 25 процентов Первого канала

Версия для печати
09 февраля 2011 09:30

Источник: По материалам РИА Новости и газеты «Коммерсантъ» № 22 /4563/ от 9 февраля 2011 года

ЗАО «Национальная Медиа Группа» /НМГ/ в среду официально объявило о покупке доли в ОАО «Первый канал».

«ЗАО «Национальная Медиа Группа» сообщает о завершении сделки по приобретению доли в размере 100% уставного капитала ООО «РастрКом-2002», владеющего 25% акций ОАО «Первый канал», - говорится в сообщении. Какие-либо другие подробности в пресс-релизе не приводятся.

Государство через Росимущество, ИТАР-ТАСС и ТТЦ «Останкино» контролирует 51% телеканала. Оставшиеся 49% до сих пор контролировали структуры Абрамовича - ООО ОРТ-КБ, ООО «Эберлинк-2002», ООО «РастрКом-2002». В 2001 году структуры Абрамовича приобрели 49% Первого канала у Бориса Березовского за 175 миллионов долларов.

ЗАО «Национальная Медиа Группа» учреждено 2008 году путем соединения медийных активов ОАО «АБ «Россия», предпринимателя Алексея Мордашова, ОАО «Сургутнефтегаз» и страховой группы «Согаз». В настоящее время НМГ является одним из крупнейших частных медиахолдингов России, в состав которого входят медиахолдинг Рен ТВ, телерадиокомпания «Петербург-Пятый канал», газета «Известия» и группа компаний «Национальные телекоммуникации».

Крупнейший акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук становится одним из самых влиятельных игроков на российском медиарынке. Уже владеющий двумя федеральными телеканалами, крупнейшим в стране продавцом телерекламы, несколькими печатными изданиями и интернет-порталами предприниматель стал совладельцем «Первого канала». Как стало известно «Ъ», подконтрольный ему медиахолдинг «Национальная Медиа Группа» приобрел у структур Millhouse Романа Абрамовича за 150 миллионов долларов 25% акций ОАО «Первый канал».

О том, что «Национальная Медиа Группа» /НМГ/ приобрела у одной из структур Millhouse LLC блокпакет акций ОАО «Первый канал», «Ъ» рассказал источник, близкий к сделке. По его словам, речь идет о покупке 100% долей в уставном капитале ООО «Растрком-2002», владеющего 25% акций телеканала. Покупателем выступило ЗАО НМГ, в собственности которого уже находятся два федеральных телеканала — 68% РЕН ТВ и 72% ТРК «Петербург - Пятый канал». «Фактически сделка состоялась еще в конце прошлого года. Разрешение антимонопольной службы было получено в последних числах декабря. Официально же о ней может быть объявлено сегодня», - говорит собеседник «Ъ».

Вчера гендиректор НМГ Александр Орджоникидзе подтвердил «Ъ» информацию о покупке блокпакета акций «Первого канала», отказавшись от детальных комментариев. Факт сделки с НМГ «Ъ» также подтвердили начальник управления по информационной политике компании Millhouse Джон Манн и гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст. Представители нового акционера «Первого» вчера заверили «Ъ», что рассматривают приобретение как долгосрочное и не собираются вмешиваться в текущую деятельность крупнейшего телеканала страны.

«Первый канал» /сначала он назывался ОРТ/ вещает с апреля 1995 года, став правопреемником государственной телерадиокомпании «Останкино». Имеет самое большое техническое проникновение среди всех российских вещателей: сигнал «Первого» принимают 98,8% населения страны. По итогам 2010 года является самым популярным у зрителей: среднесуточная доля аудитория среди всех россиян старше 18 лет, по данным TNS Russia, составила 18,5%. Государство через Росимущество, ИТАР-ТАСС и ТТЦ «Останкино» контролирует 51% телеканала. Оставшиеся 49% до сих пор контролировали структуры Романа Абрамовича - ООО ОРТ-КБ, ООО «Эберлинк-2002», ООО «Растрком-2002».

Разговоры о готовящейся покупке структурами банка «Россия» пакета «Первого канала» появились на рынке еще прошлой весной. В ноябре стало известно, что на «Пятый канал» были приглашены, как тогда сообщалось, «для консультаций» менеджеры «Первого» во главе с заместителем руководителя его дирекции информационных программ Алексеем Бродским. К этому времени руководство НМГ уже отстранило от управления РЕН и «Пятым» команду Александра Роднянского и Владимира Ханумяна. В декабре 2010 года господин Бродский был официально назначен гендиректором «Пятого канала». В новогодние праздники эфир «Пятого канала» был заполнен коллекцией мюзиклов из архива «Первого».

Сумму сделки стороны не раскрывают, однако источник «Ъ», близкий к банку «Россия», утверждает, что за акции «Первого» НМГ заплатила около $150 млн. По его мнению, это «вполне рыночная цена, соответствующая данным независимой оценки актива, проведенной прошлой осенью в ходе due diligence». «Могу поздравить коллег НМГ с отличной сделкой»,— прокомментировал президент «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов. Но, похоже, сделка оказалась удачной не только для покупателя, но и для продавца. Напомним, что в 2001 году структуры Романа Абрамовича приобрели 49% «Первого канала» у Бориса Березовского за $175 млн, то есть весь телеканал тогда был оценен в $357,1 млн.

Зачем именно НМГ потребовалось входить в капитал уже третьего по счету федерального телеканала, в окружении Юрия Ковальчука обсуждают неохотно. «Покупатель решил расстаться с частью своего пакета, а у НМГ появились свободные средства после продажи доли в НТК /компании «Национальные телекоммуникации» /», - пояснил собеседник «Ъ», близкий к акционерам банка «Россия». Напомним, что 4 февраля «Ростелеком» объявил о закрытии сделки по приобретению совместно с двумя другими «дочками» «Связьинвеста» 71,8% акций НТК за 27,907 миллиарда рублей /950 миллионов долларов/. Крупнейшим продавцом акций НТК /51,8%/ выступила НМГ, выручившая за них 690 миллионов долларов.

По сравнению с «СТС Медиа» «Первый канал» оценен очень скромно, признает аналитик ИК «Тройка Диалог» Анна Лепетухина. «Либо оценка была нерыночной, либо рентабельность «Первого» значительно меньше, чем у «СТС Медиа», - рассуждает эксперт. - Возможно, при оценке учитывалось и то, что «Первый» - канал для всех, чья аудитория к тому же стареет, а более перспективны все-таки нишевые каналы».

Свои финансовые показатели ОАО «Первый канал» не раскрывает. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2009 году выручка по РСБУ ОАО превысила 21,96 миллиарда рублей /на 12% меньше, чем в 2008-м/, чистый убыток составил 881,8 миллиона против 3,4 миллиарда рублей чистой прибыли годом ранее. При этом сам канал получает субсидии из федерального бюджета на распространение сигнала в городах с населением менее 200 тыс. человек. По данным Счетной палаты на 1 июля 2009 года, кредиторская задолженность «Первого» равнялась 3,965 миллиарда рублей, из которых примерно 60% составляла задолженность перед поставщиками контента. В 2010 году на размещение рекламы только в федеральном эфире «Первый» мог заработать, по оценке «Квенди Русмедиааудит», 22,9 миллиарда рублей. Для сравнения: вчера капитализация на NASDAQ единственного публичного российского телевизионного холдинга «СТС Медиа» /каналы СТС, «Домашний» и ДТВ/ превышала 3,5 миллиарда долларов. Выручка «СТС Медиа» по US GAAP в 2009 году достигла 506 миллионов долларов, чистая прибыль - 100,4 миллиона долларов, за январь-сентябрь 2010-го - 379 миллионов долларов и 70,4 миллиона долларов соответственно.