мобильная версия

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

127994, г. Москва,
Страстной бульвар, д. 5

Образовано 9 марта 2004 года
Указом Президента Российской Федерации № 314

В Болонье завершает работу Международная выставка детской книги, где Россия представляла свой стенд

Источник: Радиостанция «Голос России»

От "Басен Эзопа" до "Хоббита"

В итальянской Болонье проходила (19-22 марта) Международная выставка детской книги – традиционный специализированный форум, собирающий лучшие мировые силы в области книгоиздания. В этом году российские художники активно участвуют в негласном состязании книжных иллюстраторов.

На ярмарке в Болонье Россия присутствует регулярно, причем с прошлого года уже не отдельными изданиями, как прежде, а собственным объемным стендом.

Здесь представлена продукция таких известных в России издательств, как, например, "ДЕТГИЗ", 80 лет специализирующийся на детской литературе, "Азбукварик" - молодое издательство, выпускающее говорящие и музыкальные книжки, или "Клевер".

Год назад "Клевер" получил в Болонье Гран-при за книгу "Басни Эзопа", в которой античные тексты адаптированы для читателей 7 – 13 лет, и теперь привез роскошное коллекционное издание "Басен" - на дизайнерской бумаге "Рембрандт", имитирующей поверхность холста.

Вообще, детскую книжную индустрию невозможно представить без качественного оформления, и этому Болонская ярмарка традиционно уделяет огромное внимание. Российский стенд нынешнего года участвует в негласном общем состязании книжных иллюстраторов. Один из авторов – представительница династии русских художников-графиков Анастасия Архипова.

"Мне пришлось бывать на многих книжных ярмарках и международных выставках книжной графики, - говорит Анастасия, - в Болонье я была уже 4 раза, и я имею хорошее представление о том, что делается в этой области и как она меняется на протяжении последних лет. Можно говорить, что у нас немало действительно прекрасных художников, которых знают очень хорошо и которые работают не только для российских, но и для иностранных издательств".

Среди таких известнейших художников и Игорь Олейников, нарисовавший хоббитов Джона Толкиена, и Евгений Антоненков – кстати, лауреат конкурса в Болонье, создавший образ "Глупой лошади" - стихотворных сказок, которые оказались самой популярной в прошлом году детской книжкой. И, конечно, мировая знаменитость Борис Диодоров, проиллюстрировавший более 300 книг для издательств европейских стран, США, Южной Кореи и Японии. К ним относится и участник нынешней выставки в Болонье Валерий Васильев – один из авторитетных мастеров современной русской книжной иллюстрации.
"Наши выставки обычно пользуются большим успехом, - рассказывает Валерий Васильев. - Несмотря на всевозможные течения, которые ломают книжное дело, мы сохранили свою школу. И если, скажем, итальянцы представят четырех замечательных художников, то мы представим 14. Если немцы представят троих, мы представим 30. У нас высокий средний уровень, а сравнивать состояние книжного дела нужно не по высшим точкам, а по среднему срезу".

Школа детской книжной иллюстрации существует в России с середины 19 века, и в ее становлении участвовали поистине выдающиеся мастера – классики русского изобразительного искусства Александр Бенуа и Виктор Васнецов, Иван Билибин и Александр Дейнека. Но, занимаясь книжной иллюстрацией сегодня, важно сопоставлять свой уровень не только с высокими национальными традициями, но и с сегодняшними мировыми тенденциями, считает Иван Александров – еще один российский участник выставки в Болонье.
"Огромное количество книжной графики! И она располагается по всему миру такими анклавами, - делится своими наблюдениями Иван Александров. - Где-то внезапно возникает - как в Южной Корее сейчас или в Южной Америке, в Иране, где была персидская миниатюра и вдруг на современнейшем уровне создаются великолепные книжки… - по всему миру идут такие вот пульсации искусства. Мне кажется, с наступлением эры компьютеров и с развитием виртуальных технологий детская книжка переживает даже какой-то подъем".

"Детская книга является больше художественным объектом, нежели просто хранилищем информации. И потому она становится более ценной", - заключил художник.