мобильная версия

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

127994, г. Москва,
Страстной бульвар, д. 5

Образовано 9 марта 2004 года
Указом Президента Российской Федерации № 314

«Лента.Ру» подвела итоги медиасезона-2009

Версия для печати
11 января 2010 10:00

Источник: Lenta.ru

«Лента.Ру» подводит традиционные итоги минувшего года, который хоть и оказался для медийного сектора насыщенным, но все же не запомнился потрясшими рынок событиями

На новеньких и стареньких

2009 год ознаменовался целой чередой перестановок в изданиях, причем в ряде случаев главреды не покидали работодателей, а оставались у них на более высокой и почетной должности. Перемены стали происходить с самого начала года. В январе главный редактор «Коммерсанта» Андрей Васильев передал управление газетой своему заместителю Азеру Мурсалиеву, сохранив при этом за собой должность шеф-редактора всего издательского дома «Коммерсант», которую он занимал еще с 2006 года. Гендиректор ИД Демьян Кудрявцев и сам Васильев объяснили произошедшее новыми задачами, которыми предстоит заниматься шеф-редактору и на которых он сможет полностью сконцентрироваться только после того, как отойдет от руководства газетой. Судя по всему, задачи эти были поставлены как кризисом, из-за которого, по признанию Васильева, ИД пришлось «бороться за каждую копеечку», так и новыми планами владельца Алишера Усманова: в 2009 году «Коммерсант» купил журнал «Огонек», а в 2010 году собирается открыть собственное радио.

Почти одновременно с «Коммерсантом» и по очень похожей схеме главного редактора сменил журнал The New Times: место Ирены Лесневской, руководившей редакцией с 2007 года, заняла ее заместитель Евгения Альбац. Сама же Лесневская осталась издателем журнала, которым она была и раньше. Интересно то, что Альбац прочили в главреды The New Times еще в 2007 году, когда этот пост покинул Раф Шакиров. Но случилось так, что главной в редакции на два года стала все же не Альбац, а Лесневская. Кстати, поговаривали, что именно из-за возглавляемого Альбац отдела недовольство журналом в 2007 году высказывали в Кремле, что и стало причиной разногласий между Лесневской и Шакировым. Впоследствии издатель журнала говорила, что разногласия лежали вовсе не в идеологической плоскости: Шакиров видел издание ориентированным в большей степени на деловых людей, а самой Лесневской это казалось неинтересным.

В феврале главреда лишился журнал «Профиль»: вместо занимавшего этот пост Михаила Леонтьева был назначен Александр Зотиков, издательский директор выпускающего журнал «Издательского дома Родионова». Правда, это назначение произошло не сразу - до мая редакционной политикой издания руководил шеф-редактор Вениамин Гинодман, который впоследствии ушел вслед за экс-главредом. Об уходе Леонтьева в прессе заговорили еще в январе, однако в ИД тогда такую возможность опровергли.О причинах «развода» информации было немного - говорили о неких разногласиях с владельцами, связанных с антикризисными мерами. А летом Леонтьев объявил о запуске собственного журнала «Однако», который, по его же словам, стал несколько адаптированной в соответствии с его воззрениями версией «Профиля». Про сам же «Профиль» стали говорить, что с уходом Леонтьева большую часть своей привлекательности он потерял.

Следующая крупная отставка произошла только в августе: пост главного редактора газеты «РБК daily» и журнала «РБК» покинул Петр Власов, которого не устроил план реструктуризации управления обоими изданиями. В результате предлагаемых изменений, по словам Власова, он лишился бы большей части своего влияния на редакционную политику и газеты, и журнала, а сами издания потеряли бы возможность конкурировать с лидерами рынка. Свою роль сыграло и ухудшившееся финансовое положение всего холдинга: к тому моменту общая задолженность РБК превысила 200 миллионов долларов. Новыми руководителями изданий стали бывшие заместители Власова - Петр Кирьян в «РБК daily» и Владислав Серегин в журнале.

В октябре должность главного редактора «Известий» покинул Владимир Мамонтов, занявший пост президент всего издательства. Его место во главе редакции занял Виталий Абрамов, который до этого работал заместителем директора «Российской газеты» по региональному развитию. В СМИ тогда это событие получило очень слабое освещение: известно было только то, что Мамонтов сосредоточится на развитии издательского дома; поговаривали также, что бывший главред отправлен в «почетную отставку», однако оставлен в пределах досягаемости из-за своих связей в Кремле. Результатом же прихода Абрамова, по словам экспертов, должно стать большее внимание к развитию газеты в регионах.

В октябре же повышение получил создатель и главред делового портала BFM.ru Антон Носик, который стал его шеф-редактором и одновременно замгендиректора владеющего сайтом холдинга «Объединенные медиа». Соответственно расширились и его полномочия: если раньше Носик занимался только сайтом, то теперь в сферу его ответственности вошли новые проекты всего холдинга, запланированные на 2010 год. Место же главреда BFM.ru занял бывший шеф-редактор портала Михаил Бакланов.

Отдельного упоминания достойны перемены, произошедшие в «Национальной Медиа группе» /НМГ/ Юрия Ковальчука, в структуру которой с прошлого года входят телерадиокомпания «Петербург - Пятый канал» и РЕН ТВ. Началось все с того, что в июле 2009 года в группе было создано телевизионное подразделение «НМГ-ТВ», гендиректором которого стал бывший исполнительный директор CTC Media Владимир Ханумян. Поговаривали, что привел его туда Александр Роднянский, который еще в июне покинул пост президента CTC Media. Говорили также и то, что именно он был разработчиком нововведений в НМГ, однако сам Роднянский это категорически отрицает. Одной из причин, по которой, по словам Роднянского, он не мог оказывать услуг НМГ, являются обязательства перед CTC Media не работать на конкурентов в течение двух лет после увольнения. Тем не менее, в ноябре за нарушение именно этих обязательств компания подала на него в суд. Уже через месяц стороны заключили мировое соглашение, по условиям которого бизнесмен в обмен на отзыв иска отказывался от части причитавшихся ему акций компании. Правда, на кого, по мнению бывших работодателей Роднянского, топ-менеджер работал, официально объявлено так и не было.

В сентябре перестановки начались и на принадлежащих НМГ каналах. Сначала сменился гендиректор «Пятого»: вместо Владимира Троепольского, ушедшего в ВГТРК, был назначен его советник и глава совета директоров канала Аркадий Соловьев. В октябре на место главного продюсера «Пятого» Александры Матвеевой была назначена Наталья Никонова с «Первого канала». Затем сменили главного продюсера РЕН ТВ, место которого занял Илья Огнев - так же, как и Ханумян, выходец из CTC Media: ранее он занимал должность исполнительного продюсера ДТВ. Наконец, сменили и гендиректоров РЕН ТВ и НМГ, которые попросту поменялись местами: во главе канала встал Михаил Концерев, а его место во главе холдинга занял Александр Орджоникидзе. Перемены на каналах сильно напугали их сотрудников: работники «Пятого» попросили помощи у Дмитрия Медведева и Владимира Путина, а на РЕН ТВ создали профсоюз. Последней крупной отставкой стал уход с РЕН ТВ ведущего Тиграна Кеосаяна, который занял пост генерального продюсера ДТВ.

Расширение деловых и творческих горизонтов

Кроме громких отставок и назначений 2009 год ознаменовался серьезными сделками на рынке СМИ. Одной из самых обсуждаемых тем начала 2009 года стали слухи о приобретении бизнесменом Александром Лебедевым британской газеты The Evening Standard. Интрига подогревалась постоянными противоречиями в сообщениях о сделке: то Лебедеву отказывает владеющая газетой компания Daily Mail & General Trust /DMGT/, то он сам опровергает новость о том, что сделка все-таки состоялась. В итоге Лебедев не только купил издание, но и в корне изменил схему ее распространения, сделав ее бесплатной и обновив ее концепцию. Изменилось и название газеты: теперь она называется The London Evening Standard.

Со слухов началась и история о покупке «Коммерсантом» журнала «Огонек», каникулы которого, начавшиеся в конце 2008 года, растянулись аж до мая 2009 года. О том, что покупка все же дело решенное, стало известно в марте, когда информацию о сотрудничестве подтвердил гендиректор ИД «Коммерсант» Демьян Кудрявцев. После того как журнал перезапустили, обозреватели отмечали, что новые владельцы сделали ставку на преемственность: был сохранен как главный редактор издания Виктор Лошак, так и общий стиль издания. Правда, более «коммерсантовскими» стали заголовки «Огонька». В сентябре изменился формат журнала, который стал меньше по числу полос, но больше по их размеру. Глянец же, на котором раньше печатался «Огонек», сменился на шершавую бумагу.

Помимо печатной прессы, Усманов, которому принадлежит ИД «Коммерсант», занялся консолидацией и телевизионных активов. В августе принадлежащий ему «АФ Медиа Холдинг», в структуру которого входят «7ТВ» и «Муз-ТВ», объединился с Media One TV другого российского бизнесмена Ивана Таврина, которому принадлежат 33 региональных эфирных телестанций. Примечательно, что годом ранее на половину активов Таврина заявку подавала американская The Walt Disney Company, которая надеялась создать на их основе собственный детский телеканал. Однако сделка так и не состоялась из-за запрета Федеральной антимонопольной службы /ФАС/.

Немного ранее в 2009 году состоялась сделка между двумя другими крупными предпринимателями: в июне владелец Новолипецкого металлургического комбината /НЛМК/ Владимир Лисин договорился о покупке холдинга «Объединенные медиа» у Аркадия Гайдамака. В результате Лисин стал владельцем уже упомянутого Интернет-ресурса BFM.ru, радиостанций Business FM и «98 хитов», а также изданий «Популярные финансы» и Business & Financial Markets. Сделка не обошлась без скандала: вскоре после того, как она состоялась, свой пост покинул главный редактор Business FM Дмитрий Солопов, который обвинил руководство холдинга в попытке навязать радиостанции новую идеологию.

Открытия и закрытия

Одним из наиболее заметных дебютов года стало открытие Леонидом Бершидским делового портала «Слон.Ру». Создатели сразу позиционировали свое детище как нестандартный проект, в основе которого лежат не новостные заметки, как везде, а мнения профессионалов в различных сферах бизнеса, финансов, экономики, политики и социальной жизни. В результате получился сборник интервью, колонок, блогов и цитатников, разбитых по соответствующим рубрикам. Некоторые из них, несмотря на отказ от формата традиционных новостных заметок, таковыми и являются, однако подобных материалов встречается немного. Зато есть много аналитики. В целом же проект можно считать вполне удавшимся и достойным той команды, которая взялась за его разработку: помимо самого Бершидского, принимавшего непосредственное участие в становлении «Ведомостей» и российского подразделения немецкого издательского дома Axel Springer, в «Слоне» работает много выходцев и из «Ведомостей», и из «Русского Newsweek», и из BusinessWeek.

Полной неожиданностью стало заявление гендиректора Всероссийской государственной телерадиокомпании /ВГТРК/ Олега Добродеева о закрытии в 2010 году телеканала «Спорт» и создании на его основе проекта под условным названием «Россия-2». Правда, как оказалось, спортивную тематику канал все-таки сохранит, но лишь на одну треть - остальное время хотят отдать под артхаусное кино и зарубежные сериалы. Та же часть спорта, от которой на канале откажутся, сейчас представлено «спортивным мелкотемьем». Основной причиной отказа от проекта, как утверждают в самой ВГТРК, стали слишком дорогие лицензии на трансляцию спортивных мероприятий. Вот начальство и решило провести ребрендинг и переориентацию «Спорта», чтобы хоть как-то улучшить его финансовое положение.

Схожим образом решили поступить и на «7ТВ», где также устали от «мелкотемья». Отличие только в том, что от популярных видов спорта, таких как футбол и хоккей, на канале успели избавиться еще раньше. В результате «сброс» оставшихся видов спорта, поклонников которых в стране наберется не так уж много, означает не сокращение эфирного времени, отданного под спорт, а полный от него отказ. Правда, чем «7ТВ» будет привлекать новых зрителей, на канале так и не решили.

Отдельного упоминания достойны изменения, которые произошли в сетке российских телеканалов. Одним из самых громких и неожиданных событий на телеэкране стало прекращение выхода в эфир НТВ программы Владимира Соловьева «К барьеру!». Как оказалось, такое развитие событий неожиданным стало и для самого ведущего. «Мне даже не смогли сказать, в чем я провинился. «Старик, передача замечательная, напиши, пожалуйста, заявление об уходе». Я сказал: «Не буду». Передачу закрыли», - так описал Соловьев свой уход «Огоньку». Комментируя закрытие «К барьеру!», эксперты отмечали, что больше на российском телевидении живых ток-шоу не осталось. Еще двумя яркими проектами, которые формально пока существуют, но, скорее всего, будут свернуты, стали «Закрытый показ» и «Гордон Кихот» Александра Гордона на «Первом канале». Сейчас они находятся в бессрочном отпуске, но, судя по настрою самого Гордона, который не особо верит в их будущее, оба вскоре перекочуют в раздел архивных передач.

Больше в 2009 году оказалось дебютов. Самым первым из них стало открытие на НТВ ток-шоу «Честный понедельник», ведущим которого выступил автор романов «Духless» и «Media Sapiens» Сергей Минаев. В марте на РЕН ТВ перекочевал существовавший до тех пор только в интернете проект Тины Канделаки и Андрея Колесникова «Нереальная политика». Больше же всего новых проектов было открыто в сентябре, причем лидером по числу премьер стал НТВ. Вместо закрытого шоу Соловьева зрителям было предложено ток-шоу «Поздний разговор», ведущим которого стал политолог, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Тогда же на НТВ вышла в эфир «Коллекция глупостей Максима Кононенко», которую ведет блогер и журналист, больше известный как Мистер Паркер. Он собирает истории «о необъяснимых проявлениях маразма и всплесках идиотизма, в которых у нас все будто соревнуются». Одиозной стала еще одна сентябрьская премьера НТВ: в эфире канала появился психолог Анатолий Кашпировский.

Канал «Россия» в сентябре предложил зрителям обновленную версию передачи «Специальный корреспондент», сюжеты которой теперь обсуждаются в студии под руководством ведущей Марии Ситтель. А «Первый канал» запустил проект «Участок»; его ведущая, актриса Анастасия Мельникова обсуждает с представителями правоохранительных органов связанные с криминалом события из бытовой жизни. В октябре стартовал первый новостной проект СТС «Инфомания», продюсером которого стала Канделаки. Создатели позиционировали проект как «новостной блокбастер года», новости для которого берут из интернета. И, наконец, в ноябре «Первый» представил сатирическую анимационную передачу «Мульт личности», главными героями которой стали мультяшные варианты российских и зарубежных ньюсмейкеров.

Медиаконфликты

В 2009 году войну с плагиатом объявило РИА Новости: агентство предложило внести поправки в законодательство, которые придали бы новостным сообщениям статус произведений и сделали бы их объектом авторских прав. Законопроект ушел на согласование в государственные ведомства, которое продолжается до сих пор, а сама инициатива вызвала острую критику в адрес РИА. Между тем в ноябре агентство сумело выиграть в суде дело против интернет-издания The Moscow Post, которое перепечатало ряд сообщений РИА Новости без указания источника.

К теме плагиата относится и разбирательство между газетой «Спорт-экспресс» и порталом Sports.ru. Первой иск подала «СЭ», которая обвинила сайт в перепечатке статей без указания имени автора. Портал же претензии отмел, отметив, что дает гиперссылку на издание, чего, по его мнению, вполне достаточно, и подал встречный иск, обвинил газету в краже материалов. В итоге первым было оглашено решение именно по этому иску, победителем в котором вышел портал. Разбирательство по первому иску все еще продолжается, и предсказать, каким окажется решение, очень непросто.

Еще один иск, касавшийся темы копипейста, был подан в сентябре «Российской газетой» против «Комсомольской правды». Истец посчитал, что «КП» незаконно перепечатала у него три материала - интервью с председателем Следственного комитета при прокуратуре Александром Бастрыкиным и министром обороны Анатолием Сердюковым, а также письмо мэра Москвы Юрия Лужкова. Все доводы ответчика, что имело место только цитирование, а вовсе не перепечатка, никакого эффекта не возымели. В случае проигрыша иска «Комсомольской правде» грозила выплата 15 миллионов рублей - по пять миллионов за каждый материал. История закончилась совершенно неожиданно: в декабре «Российская газета» отозвала свой иск, производство по делу было прекращено, однако, что именно произошло и почему претензии были отозваны, так и осталось неизвестным.

Защита информации стала причиной еще одного конфликта, который хоть и не перешел в судебную плоскость, имеет все шансы вылиться в судебное разбирательство. Речь идет о претензиях, которые «Русал» предъявил к газете «Ведомости», опубликовавшей, по мнению компании, закрытые сведения. В ходе развернувшейся в СМИ полемики стороны предъявили аргументы, доказывающие, по мнению каждой из них, именно ее правоту.

Большой переполох вызвала еще одна история, связанная с информацией, точнее, с производством новостей. Вскоре после того, как на принадлежащих НМГ телеканалах начались перестановки, появились слухи об их грядущем отказе от собственных новостей. Из неофициальных сведений в СМИ следовало, что поставкой контента займется англоязычный телеканал Russia Today. Масла в огонь подлил отказ сторон комментировать эти слухи, что, естественно, дало почву для массы спекуляций. Однако в итоге оказалось, что ничего подобного не планируется, а роль Russia Today будет заключаться в оказании только технологической помощи.

Участником двух других скандалов стало агентство «Интерфакс». Первый из них был связан с освещением последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, куда помимо прочих приехал известный российский блогер Рустем Адагамов, известный под ником drugoi. Приехал не просто так, а по приглашению оператора ГЭС компании «РусГидро». Поводом же к скандалу стал отказ «РусГидро» работать с одним из корреспондентов «Интерфакса», которого, судя по данным самого агентства, с места катастрофы «попросили». Такое развитие событий вызвало гневную реакцию со стороны «Интерфакса», который обвинил «РусГидро» в препятствовании осуществлению журналистской деятельности и раскритиковал ее за приглашение вместе с профессиональными журналистами блогера, который к таковым не относится. Особая же ирония всей ситуации в том, что сразу после истории с ГЭС Адагамов попал в кремлевский пул: сначала его пригласили на прием в честь официального визита в Россию президента Индии Пратибхи Патил, а через полтора месяца он был включен в число репортеров, которые сопровождали Медведева в ходе его визита в Казань.

Второй конфликт, в котором оказался замешан «Интерфакс», произошел из-за написанной его журналистом заметки про учения МВД, в ходе которых спецназ тренировался разгонять пенсионеров. Вскоре после публикации материала министерство выступило с опровержением, заявив, что никто и не думал разгонять никаких «пенсионеров» - по легенде, нарушителями якобы были «экстремистски настроенные граждане». Однако уже на следующий день по всему интернету была растиражирована копия документа, посвященного учениям, в котором черным по белому было написано о разгоне «малоимущего населения пенсионного возраста». Примечательно, что «непрофессионализмом» журналистов в тот день сильно возмущался глава МВД Рашид Нургалиев. Никаких комментариев со стороны силовиков на тему упомянутого документа так и не последовало. Так эта история и затухла.

Неохваченное

В завершение стоит упомянуть еще о нескольких событиях этого года, которые никак нельзя обойти стороной. Одним из инх стало введение запрета на показ реалити-шоу ТНТ «Дом-2» в дневное время. История эта началась еще в январе 2008 года, когда иск против телеканала подала группа граждан из регионов, которые, впрочем, так и не удосужились пояснить прессе, что им так не понравилось в передаче. Правда, критика в адрес «Дома» звучала и вне суда: программу не раз обвиняли в безнравственности и трансляции эротических сцен. В конце предыдущего года критика в адрес передачи стала звучать все чаще, а уже в июле Пресненский суд принял сторону истцов и обязал ТНТ прекратить транслировать шоу в дневные часы. Решение суда вызвало огромную волну возмущения со стороны поклонников передачи; сам же телеканал решение суда обжаловал. Но это не помогло: в октябре решение райсуда подтвердил Мосгорсуд, и передача днем выходить перестала. На канале решение Мосгорсуда обещали также оспорить, уже в Верховном суде. Запрет между тем вызвал мощный всплеск интереса к шоу со стороны зрителей, однако очень быстро все вернулось на круги своя.

Другим не менее громким событием года стало исчезновение из эфира «Первого канала» ведущей «Времени» Екатерины Андреевой, которая за 11 лет работы на этом месте уже успела стать лицом главного телеканала страны. Сначала отсутствию Андреевой никто особого значения не придал: было объявлено, что она ушла в отпуск. Однако когда ведущая не вернулась в эфир ни через месяц, ни через полтора, поползли слухи о том, что это навсегда. Приводилась масса версий, начиная от банального увольнения из-за конфликта на работе и заканчивая повышением и переводом в одну из госструктур. Ситуация усугублялась почти полным молчание на «Первом», который продолжал твердить о плановом отпуске. Через два с половиной месяца Андреева в эфир все же вернулась, однако что стало причиной столь долгого ее отсутствия, так и осталось неизвестным.

В октябре необычное, мягко говоря, интервью дал бывший владелец «Медиа-Моста» и основатель НТВ Владимир Гусинский, который с 2000 года проживает за пределами России. В этом интервью он открытым текстом заявил, что хочет вернуться в Россию и очень надеется получить у российских властей индульгенцию, признав, что в свое время дал им повод себя не любить. Не менее странно прозвучали его заверения в огромном уважении к Путину - человеку, которого он раньше обвинял чуть ли не в геноциде. Откровения магната вызвали активный отклик в СМИ, однако никто так и не смог предложить достаточно убедительного объяснения, что же толкнуло Гусинского на столь резкую смену курса. А сам Гусинский как был за пределами России, так там по сию пору и остается.

Ну и наконец, одним из последних и, пожалуй, самых громких событий уходящего года стало увольнение Михаила Лесина с поста помощника президента. Его отставка уже сама по себе привлекла немалое внимание, однако еще больший отклик СМИ вызвала характеристика, которую ему дал анонимный источник в Кремле: оказывается, Лесин был плохим чиновником и его регулярно уличали в нарушениях. Отставка человека, который фактически создал весь российский рынок масс-медиа в том виде, в каком он существует сейчас, стала сенсацией еще и из-за того, что Лесин традиционно считался человеком из команды Путина. Это сразу дало повод возобновить разговоры о расколе в тандеме президента и премьера. И как уже не раз случалось в этом году, внятных комментариев и разъяснений так и не последовало - одни домыслы да рассказы анонимных источников.

Итак, год оказался достаточно разнообразным и интересным. Некоторые из его событий были более или менее рутинными - например, перестановки главных редакторов /хотя, может, смена главредов «Коммерсанта» или «Известий» - не такая уж и рутина/. Некоторые же, наоборот, стали своего рода интригой - к их разряду можно отнести откровения Гусинского, противостояние «Русала» и «Ведомостей», суд «Спорт-экспресса» и Spots.ru и, конечно, увольнение Лесина. Что ж, наличие этих и других неоконченных сюжетов дает основание надеяться, что следующий год без событий на медийном рынке не останется.

Валентин Маков